Основа метода-спонтанный рисунок:
|
Когда человек, в процессе рисования, не контролирует руку - рука сама начинает рисовать то, что в данный момент волнует его больше всего. Этот процесс аналогичен процессу автоматического писания, о котором писала Е.Н.Рерих: "Интересно отметить, что во время процесса автоматического писания, доктор заставляет пишущего читать вслух, чтобы его физическое сознание совершенно не участвовало в этом процессе выявления подсознания. Думаю, что автоматическое писание в случае некоторых ненормальностей и скрытых болезней, может открыть новые возможности". Можно сказать, что это средство общения терапевта и пациента на символическом уровне.
Это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний. Безусловно, что метод»Спонтанный рисунок» отражает и психоаналитические взгляды, по которым образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, которые анализируются психотерапевтами фрейдистской ориентации. Хотя Фрейд вполне осознавал, что бессознательное проявляется в символических образах, в своей практике он не пользовался результатами художественного творчества своих пациентов и не побуждал их к этому. Зато К.Юнг предлагал пациентам отражать свои сны, мечты и фантазии в рисунках.
Технически методика выглядит так:
|
1. Включение в спонтанный рисунок.
Поставить стержень карандаша на лист бумаги. Расслабить кисть и сделать несколько произвольных движений карандашом и не отрывая карандаш от бумаги продолжить рисование. Если на первом этапе будут хаотичные линии, то к концу работы могут появиться вполне конкретные формы, хотя это и не обязательно. Завершение рисунка по ощущению пациента.
2. Найти, интуитивно, то место в рисунке, которое вызывает дискомфорт. Выбор делается спонтанно, быстро. Выделить это место, сконцентрироваться на нем и мысленно войти в него. На чистом листе бумаги продолжить рисование до ощущения завершения. И вновь уже в этом рисунке найти место, вызывающее дискомфорт. Также выделить его, сконцентрироваться и мысленно войти через этот участок рисунка и начать рисовать на следующем листе бумаги. И так до тех пор, пока пациент не найдет больше дискомфортного места в рисунке. Как правило, пациент говорит, что ему все нравится или все нейтрально.
3. Найти место в рисунке, которое наиболее нравится. Выделить его, сконцентрироваться и войдя мысленно в него, продолжить рисовать на следующем листе бумаги. Таким образом все глубже и глубже, погружаясь в свое бессознательное, пациент выходит на первопричину, прорисовывает ее и выходит на ресурс. Этот момент можно узнать по состоянию пациента (ощущение подъема, улучшение настроения, самочувствия) и по рисунку(воспринимается как гармоничный).
Этим методом можно работать с любым рисунком. Перечислю несколько возможных вариантов. Пациент по заданию терапевта рисует:
а) конкретное заболевание;
б) свои переживания по поводу проблемы, конкретной ситуации;
в) вопрос, который его интересует и т.д.
Т.е. особое внимание уделяется и ситуации «здесь-и-сейчас»; тому, чем живет пациент в данный момент. При этом особое внимание уделяется не столько познаванию внутреннего "я" пациента (хотя это не игнорируется), сколько переживаниям, "внутренним чувства" пациента по поводу той или иной ситуации. Данная методика используется для индивидуальной, парной и групповой работы, может быть использована в домашних условиях. Может быть использована как «скорая помощь» в любой стрессовой ситуации.
Рисунок имеет и диагностическое значение, при этом толкование символов, изображенных на нем, сугубо индивидуально. Вообще, при толковании работ пациента важно помнить, что символ все-таки легче прочувствовать чем логичнски объяснить его. Как справедливо заметил К.Юнг «когда разум пытается объять некий символ, то неизбежно приходит к идеям, лежащим за пределами логики». В связи с этим, можно перепоручить работу по толкованию рисунка самому пациенту.
Всем известно, что тот материал, которому в нашем сознании не хватает места, вытесняется в бессознательное (в том числе и травмирующие воспоминания). Психоаналитики в течение долгого времени достают материал из бессознательного пациента, подвергая его анализу. Очень часто в процессе спонтанного рисунка пациент «случайно» выходит на некую травмирующую ситуацию. Даже если он не может до конца осознать ее, то при рисовании он может избавиться от травмы, практически не сталкиваясь с ней «лицом к лицу». Вследствие этого, снижается риск впадения пациента в депрессивное состояние.
Работа по толкованию спонтанного рисунка очень напоминает работу по толкованию сновидений. Можно сказать, что сам процесс рисования - это рисование сновидения, которое «видит» пациент в данный момент, следовательно процесс рисования помогает понять, что мы из себя представляем в данный момент, позволяет освободиться от напряжения, способствует самопознанию, оздоровлению организма, росту человека как личности, усиливает противостояние человека внешним жизненным обстоятельствам, помогает достичь целостности.
Во время занятий рисованием активизируется работа мозга, нервов, мышц, поэтому тренинг «спонтанный рисунок», обращаясь к здоровому творческому потенциалу каждой личности, помогает людям актуализировать их внутренний потенциал для реализации их возможностей, позволяет показать через изображение и цветовую гамму чувства и переживания, помогает пережить страхи, стрессовые ситуации и обрести гармонию в жизни.
Рисунок (как все искусства) затрагивает самое глубинное в человеке - его духовный мир. Живопись не нуждается в переводчиках, ее образы сразу вторгаются в чувства человека, будь то шедевры гения, творения мастера, создания дилетанта или работы тех, кто исцеляется искусством.
Задача тренинга «спонтанный рисунок» не оценивать творчество человека с диагностической точки зрения или с позиции мастерства. Мы стараемся помочь человеку в свободной и наиболее приемлемой для него форме выразить волнующие образы. Это - образы прошлого, настоящего, будущего, необычные фантастические образы, представления о собственном Я, - словом, все то, что так причудливо сочетается в сознании человека, не имея четких границ между собой. Перенося эти образы на бумагу, человеку становится легче осознать свои переживания, он получает положительные эмоции, повышает самооценку, тем самым, помогая себе справиться с любыми жизненными ситуациями.
Этот метод помогает расширить сознание, дает возможность посмотреть на свои проблемы совершенно по-новому, понять всю их иллюзорность.
Тренинг «спонтанный рисунок» позволяет человеку поверить в себя и осознать свое жизненное предназначение!
ЗАПИСАТЬСЯ на ТРЕНИНГ
Главная страница
|